ВИНТАЖНАЯ ТЕХНИКА

WWW.VINTAGE-TECHNICS.RU

На главную страницу

  

Аудио рекордеры

Aiwa TP-30

Aiwa TP-60R

Andy Gard Recorder

Answer ATR-102

Apolec RA-11

Apollo

Assmann TS 10

Concord F-20

Concord F-85

Crown CTD-2200

Dictaphone Dictet

Dictaphone 4250

Dictaphone model 848

Dokorder PT-4H

EDI model M-75B

Edison Envoy Model 1

Emerson Wondergram

Encorder

Fanon-Masco FTR-2

Fi-Cord 1A

Fi-Cord 101S

Fi-Cord 303

Fi-Cord 300A

Gray Audograph D6

Grundig EN3 Luxus

Grundig DeJur Versatile 3

Grundig Stenorette 2000

Globe-Corder GT-101

Sound Machine "Hokie Pokie"

IBM 224 Dictating Unit

Juliette LT-44

Lanier VIP/C

Lloyd's 8 track player

Mayfair-1602

Memocord K60

Memocord mini K177

Miny

Minifon Mi51

Minifon Attache

Minifon Attache-Speaker

Minifon Hi-Fi

Minifon Liliput

Minifon Protona Special

Minifon P55 "Plexi"

Minifon P55 L (1957)

Minifon P55 L (1960)

Minifon P55-Speaker

Minifon_часы-микрофон

Mohawk Midgetape 44

Mohawk Midgetape 300

Mohawk Midgetape 400

Monacor

National RQ-8100

Norelco LFH 0085/54

Norelco LFH 0095

Olympia DG 402

Olympus Pearlcorder L200

Panasonic RQ-115

Panasonic RQ-212DKS

Panasonic RQ-SX56

Panasonic RQ-SX97F

Philips EL 3302

Phono TRIX 88

Playtape 1200

Pocket Corder MC-2

Ross Mark-55

Sanyo Micro-Pack 35

Sanyo M2580K

Sony BM-17 Dictator

Sony TC-55

SoundScriber

SoundScriber 200

SoundScriber 200 B

Steelman Transitape

Stenotape TR-711

Stuzzi Memocord 304 B

Tefifon Holiday BK-59

Telefunken 600

Telmar T-100

Tinico

VILMA D-3

Весна-309

Диктофон "OMEGA"

Диктофон "Собеседник"

Мезон

МС-61 - Магнитофон бортовой

Радиола Мрiя

Репортер 5

Спутник 401

Диктофон Топаз Д202

Шпионский диктофон

Электрон 52Д

Электроника М-401С

Электроника М-402С

Электроника М327

Яхта-1М / Явiр-1

Аксессуары

 

Телевизоры, видео

Akai VT-150

Akai VC-150

Panasonic TR-1030P

Sony AV-3400

Sony AVC-3400

Sony SL-F1E & TT-F1E

Sony Watchman FD-30A

Sony Watchman FD-40A

Электроника-501-видео

Электроника-видео ВМП

Электроника-508-видео

Электроника-841

Электроника Л1-08

 

Радиоприемники

Турист ПМП-56

Emerson 508

Motorola 56L2

RCA Victor 54B2

RCA Victor BP-10

Sterling LS-4

United Deluxe RN-5

 

Обноаления

VILMA D-3

Minifon_часы-микрофон

Andy Gard Recorder

Olympia DG 402

Диктофон Топаз Д202

МС-61 - Магнитофон бортовой


Другие экспонаты

Detective Dictograph

Красногорск-2

Motorola M75

Pentacon six TL

Tube Tester I-177

V/A - метры

ФЭД-5в

Вилия-Авто

Первые отечественные транзисторы

 

Мои работы

Ламповый кассетный стерео плеер

Ламповый микрокассетный диктофон

Диктофон Штирлица

 

 

 

 

 

 

 

English   Аудио Телевизоры, видео Радиоприемники Обновления Другие зкспонаты Мои работы

 

Mohawk Midgetape 44

   

   

 

     Mohawk Midgetape 44 (BR-1).    Самый первый из серии рекордеров Mohawk Midgetape компании “Mohawk business machines corp. Brooklyn 33. N.Y., USA. Выпускался с 1955 года, и стоил тогда 249,5 $, хотя в 1954 году его анонсировали, и обещали продавать по 197,5 $.

На фото слева анонс в журнале "Tape Recording" 8 за 1954 год, далее реклама в том же журнале за 1955 год. Однако, в августовском номере "High Fidelity Magazine" за 1955 год его рекламировали уже с ценой 229,5 $ - фото справа. Возможно цены указаны за магнитофоны в разной комплектации.

     Позднее производились модели Midgetape 300, Midgetape 400 и Midgetape 500 "Professional". Модель Midgetape 44 первоначально выпускалась под названием Midgetape BR-1, и на моем экземпляре, изготовленном в 1956 году, имеются обе маркировки, и Midgetape 44 и BR-1. Конструкция и кинематика всех моделей почти одинаковые. Подробнее об этом читайте в описании Mohawk_Midgetape_300.
     Главной особенностью
Midgetape 44 является то, что его электросхема выполнена на радиолампах. В усилителе используется три субминиатюрные лампы типа XFY54 (1 шт.), и XFW40 (2 шт.). Они вставляются в пятиконтактные панельки, смонтированные на керамической (steatite) пластине размером 25 х 24 х 1 мм, которая в свою очередь впаяна в окно текстолитовой платы усилителя. На керамической пластине также находятся бескорпусные конденсаторы и резисторы обвеса ламп. По сути сам усилитель собран на этой керамической пластине, а на текстолитовой плате размещены только несколько второстепенных деталей. Для 1956 года всё выполнено очень технологично. Все конденсаторы усилителя керамические, электролитов в схеме нет. Так как рекордер ламповый, для питания требуется три напряжения, 9 v - для двигателя, 1,5 v - для накала ламп, и 30 v для питания анодов ламп. На самом деле эти лампы рассчитаны на анодные напряжения 15 - 22 v, и для их питания достаточно батареи 24 v. Самодельная батарейка, которую я изготовил взамен оригинальной сделана из двух батареек по 12 v, типа MN. Также в таких рекордерах могли использоваться радиолампы - аналоги типа CK542DX и CK549DX или CK525AX и CK512AX.
     Кинематика рекордера довольно простая, но обеспечивает стабилизированную скорость движения ленты. Перемотка вперед отсутствует, а перемотка назад осуществляется с помощью откидывающейся ручки, расположенной на верхней крышке. Универсальная и стирающая головки объединены в неразборный моноблок. Для подключения микрофона используется круглый разъем, а для подключения наушника и выходного кабеля - простой двухконтактный разъем без ключа. Встроенного динамика в рекордере нет. В качестве аксессуаров к рекордеру продавались внешние усилители – громкоговорители.

Mohawk Midgetape 44 (BR-1) с внешним усилителем - громкоговорителем (фото из Интернет)


     Аппарат был куплен в неисправном состоянии. Звук был, но очень слабый, и на фоне сильных тресков. Ремонт оказался достаточно трудным, но все же мне удалось найти дефектный конденсатор на керамической плате усилителя. В процессе ремонта я проверял лампы, и пробовал подбирать их аналоги. Оказалось, что схема нормально работает с отечественными лампами 06П2Б (аналог XFW40) и 1П3Б (аналог XFY54). Кинематика оказалась почти рабочей, потребовалась только смазка подшипников, и замена резинового пассика узла подмотки. Главный пассик, сделанный из витой стальной пружины, менять не пришлось. В настоящее время рекордер работает отлично, как новый. Внешне аппарат сохранился очень хорошо, и механика оказалась тоже мало изношенной. Видимо пользовались им не долго, скорее всего он быстро сломался, и про него забыли.
     Рекордер достался мне с оригинальными батарейками. Одна из них - анодная батарея 30 v, типа Eveready № 506, другая - батарея питания двигателя и накала ламп, типа 2X62X Burgess. Эта батарея имеет три контакта, один средний - общий (-), и два боковых с напряжениями + 9 v, и + 1,5 v. Новую аналогичную батарею я собрал из шести батареек типа AAA, и одной AA.
     Также в комплекте с рекордером я получил оригинальную кассету (картридж), оригинальный кристаллический микрофон, к сожалению неисправный, и соединительный кабель для подключения к внешнему усилителю.  Кассета имеет необычную конструкцию, с катушками расположенными одна над другой. Ее корпус и все детали полностью металлические. Ленты, шириной 1/4 дюйма хватает на 1 час записи (2 х 30 мин.) при скорости 1, 7/8 дюйма в сек.
     Габариты рекордера
220 х 100 х 55 мм. Вес в сборе с батареями и кассетой - 1,3 кг. Чистый вес 0,9 кг.

Фотографии можно увеличивать

         

 

На фото слева аппарат с оригинальными батареями. На фото справа с самодельными.

 

 

На левом фото вид на аппарат снизу. Видны два винта, крепящие кинематику к корпусу. На увеличенном фото справа видна маркировка даты изготовления - NOV 23 1956 OK

                   

Размеры электродвигателя без учета центробежного регулятора - 49 х 28 mm

 

Электрический стабилизатор скорости двигателя на лампочке с фильтром помех. Он располагается в металлической коробочке рядом с двигателем

 

Оригинальные лампы. Более длинная - XFY54 (32 х 8 х 6 мм.). Две короткие - XFW40 (27 х 8,5 х 6 мм.)

 

      Лампы 1П3Б и 06П2Б,- отечественные аналоги XFY54 и XFW40. Паспортные размеры 38 х 10,2 х 7,2 мм и 32 х 10,2 х 7,2 мм соответственно. Реальные размеры 37 х 10 х 6,7 мм и 30 х 10 х 6,7 мм.
      Однотипные субминиатюрные лампы разных производителей отличаются размерами. Одни из самых маленьких делала фирма "Raytheon". Например, лампа CK538DX (аналог XFW40 и 06П2Б) имеет размеры всего 25,4 х 7,2 х 5,6 мм, а это уже соизмеримо с размерами транзисторов.
.

При поиске неисправности пришлось полностью выпаивать ламповый модуль. На фото слева он на месте, на фото справа он выпаян, и видно пустое окно в плате усилителя.

 

На керамической пластине расположены ламповые панельки, бескорпусные конденсаторы и резисторы схемы усилителя. Подобные модули для слуховых аппаратов начади производить в 1945 г, (то же в PDF) а во время войны по этой технологии производили модули для военного применения. Посмотрите отчет о симпозиуме по печатным схемам, который состоялся в 1947 году в США.

   

     Mohawk Midgetape начали выпускать в 1955 году, а подобные сверхминиатюрные модули аудио усилителей компания "Centralab" начала производить серийно еще в 1945 году. Эти фото я нашел в журнале "Radio & Television News" за август 1950 года. Кроме таких готовых модулей они производили сборки радиокомпонентов, конденсаторов, резисторов на керамической подложке в миниатюрном исполнении, например такие

      Технология изготовления описана в журнале "Radio & Television News" №12 за 1949 год.  Токопроводящие дорожки на керамической подложке делали с помощью фотопечати, эмульсии с порошком серебра, и сплавления его в печи. Резисторы формировались нанесением на подложку через трафарет графитовой резистивной краски с последующим обжигом.
    Как видно, модуль магнитофона очень похож на тот, который описан в журнале "Radio & Television News" за август 1950, однако есть и некоторые отличия. На самом деле было несколько модификаций, и в журнале показан модуль "PC-201 Model 2", а в моем магнитофоне используется модуль "PC-203 Model 3" или "PC-205 Model 3", схемы которых одинаковые.

      Описание модуля усилителя "Ampec PC-201 Model 2" из каталога "Allied Radio" за 1952 год. Там же есть описание и других модулей, изготавливавшихся по этой технологии.

      В "Centralab Catalog 29" представлены цены на все модели таких усилителей. Модули PC-200, PC-202 и PC-204 продавались без ламп, а модели PC-201, PC-203 и PC-205 в комплекте с лампами, и стоили они соответственно по разному. Надо сказать, что такие цены для того времени были не маленькими. Для сравнения, например стационарный катушечный магнитофон стоил примерно 100 $.

      Оригинальной схемы магнитофона во время ремонта у меня не было, но полностью она мне и не была нужна, так как неисправен был только сам ламповый модуль. В процессе ремонта  я сделал эскизы его схемы, а сейчас привел их в порядок, и сделал нормальную картинку. Номиналы резисторов точные. Номиналы конденсаторов приблизительные, но это не критично, так как подобные схемы нормально работают при большом разбросе номиналов и резисторов и конденсаторов. На увеличенной картинке всё видно.

     Схема модулей "PC-203 Model 3" и "PC-205 Model 3" представленная в "Centralab Catalog 29" немного отличается от той, что нарисовал я. Также в каталоге указывается на использование в модулях ламп CK512AX, CK547AX, CK548AX, CK549AX, DX, но не упоминаются CK525AX, CK542AX, DX, XFY54 и XFW40, которые также в них использовались. Это может означать, что кроме базовых модификаций были и другие, не указанные в каталоге.

Электрическая схема Mohawk Midgetape 44 (BR-1) из сервис мануала, который мне недавно удалось приобрести. Я его отсканировал, и разместил внизу страницы.

Еще один вариант трехлампового усилительного модуля "Centralab", но уже с регулятором громкости и выходным трансформатором. Фото из журнала "Radio & Television News" №12 за 1949 год.

     Вообще, получается, что такие портативные магнитофоны могли появиться и гораздо раньше, еще в 40-х годах. Технология записи на магнитную ленту тогда уже была, и всё остальное, механические узлы, двигатель, и компактные батарейки также не являлись проблемой в изготовлении, а субминиатюрные радиолампы начали производить серийно еще в 1940 году. Это например CK501X, CK502X, CK503X, CK504X производства Raytheon. Правда первые такие лампы были несколько большего размера, чем сейчас - 39,7 х 14 мм, а в исполнении с цоколем они становились еще больше. В маркировке ламп с цоколем отсутствовала буква X,- CK501 ... CK504.

Первое упоминание об этих лампах я нашел в каталоге "Allied Radio" за 1940 год.

 
 

    Последнюю рекламу этих ламп в таком исполнении я нашел в "Radio Chack Catalog" за 1945 год. Обратите внимание на то, что за пять лет их цена не изменилась
    Однако в это же время уже производились лампы меньшего размера с индексом AX

      Привычные сегодня типоразмеры имеют лампы "Raytheon" с индексом AX, которые начали выпускать во время войны.  Именно в таком исполнении подобные радиолампы стали очень популярны, и в дальнейшем широко использовались в самой разной радиоаппаратуре, даже в авиационной и космической. В дальнейшем производились аналогичные лампы еще меньших размеров, например лампы DF64, DF651, CK538DX имеют размеры всего 25,4 х 7,2 х 5,6 мм. 
    Добавлю, что использование таких ламп в портативной технике первыми освоили в Германии. В 1951 году начали выпускать первый "карманный" проволочный диктофон "Minifon Mi51", собранный на трех субминиатюрных лампах типа DF67 и DL67.

Оригинальная батарея типа 2X62X. Размеры 60 х 55 43 мм. Вес 210 г.

   

Батарея собрана из 14 элементов, залитых смолкой.

 

 

Самодельная батарея изготовлена из шести батареек типа ААА, и одной батарейки типа АА. Для изготовления картонной коробки использовалось отсканированное изображение с оригинала.

 

 

Оригинальная батарея 30 v типа Eveready № 506. Размеры 35 х 29 х 15 мм. Вес 25 г. Батарея вставляется в стальной контейнер, и фиксируется в нем плоской фигурной пружиной.

     

Самодельная батарея 24 v сделана из двух батареек по 12 v типа MN. Для питания анодов ламп 24 v достаточно, так как они рассчитаны на анодное напряжение 15 - 22 v.

 

Оригинальная кассета в разобранном виде. Корпус и все детали железные, а катушки расположены одна над другой. Ширина ленты 1/4 дюйма. Время работы 1 час (2 х 30 мин).

   

Соединительный кабель для подключения к внешнему усилителю. Имеет параллельно включенное сопротивление 2,2 ком.

 

Пьезокристаллический микрофон и оригинальная упаковка. К сожалению, он оказался неисправным. Капсюль микрофона состоит из железного корпуса с алюминиевой мембраной, под которой находится пьезокристалл. После вскрытия мембраны выяснилось, что кристалл был разрушен. Кристалл для ремонта я использовал от другого микрофона. Сейчас микрофон находится в рабочем состоянии.

     

Сервис мануал магнитофона Mohawk Midgetape BR-1

Конструкция всех магнитофонов типа Mohawk Midgetape одинаковая.

 

На главную страницу

 

info@p12.su