ВИНТАЖНАЯ ТЕХНИКА

WWW.VINTAGE-TECHNICS.RU

На главную страницу

  

Аудио рекордеры

Aiwa TP-30

Aiwa TP-60R

Andy Gard Recorder

Answer ATR-102

Apolec RA-11

Apollo

Assmann TS 10

Concord F-20

Concord F-85

Crown CTD-2200

Dictaphone Dictet

Dictaphone 4250

Dictaphone model 848

Dokorder PT-4H

EDI model M-75B

Edison Envoy Model 1

Emerson Wondergram

Encorder

Fanon-Masco FTR-2

Fi-Cord 1A

Fi-Cord 101S

Fi-Cord 303

Fi-Cord 300A

Gray Audograph D6

Grundig EN3 Luxus

Grundig DeJur Versatile 3

Grundig Stenorette 2000

Globe-Corder GT-101

Sound Machine "Hokie Pokie"

IBM 224 Dictating Unit

Juliette LT-44

Lanier VIP/C

Lloyd's 8 track player

Mayfair-1602

Memocord K60

Memocord mini K177

Miny

Minifon Mi51

Minifon Attache

Minifon Attache-Speaker

Minifon Hi-Fi

Minifon Liliput

Minifon Protona Special

Minifon P55 "Plexi"

Minifon P55 L (1957)

Minifon P55 L (1960)

Minifon P55-Speaker

Minifon_часы-микрофон

Mohawk Midgetape 44

Mohawk Midgetape 300

Mohawk Midgetape 400

Monacor

National RQ-8100

Norelco LFH 0085/54

Norelco LFH 0095

Olympia DG 402

Olympus Pearlcorder L200

Panasonic RQ-115

Panasonic RQ-212DKS

Panasonic RQ-SX56

Panasonic RQ-SX97F

Philips EL 3302

Phono TRIX 88

Playtape 1200

Pocket Corder MC-2

Ross Mark-55

Sanyo Micro-Pack 35

Sanyo M2580K

Sony BM-17 Dictator

Sony TC-55

SoundScriber

SoundScriber 200

SoundScriber 200 B

Steelman Transitape

Stenotape TR-711

Stuzzi Memocord 304 B

Tefifon Holiday BK-59

Telefunken 600

Telmar T-100

Tinico

VILMA D-3

Весна-309

Диктофон "OMEGA"

Диктофон "Собеседник"

Мезон

МС-61 - Магнитофон бортовой

Радиола Мрiя

Репортер 5

Спутник 401

Диктофон Топаз Д202

Шпионский диктофон

Электрон 52Д

Электроника М-401С

Электроника М-402С

Электроника М327

Яхта-1М / Явiр-1

Аксессуары

 

Телевизоры, видео

Akai VT-150

Akai VC-150

Panasonic TR-1030P

Sony AV-3400

Sony AVC-3400

Sony SL-F1E & TT-F1E

Sony Watchman FD-30A

Sony Watchman FD-40A

Электроника-501-видео

Электроника-видео ВМП

Электроника-508-видео

Электроника-841

Электроника Л1-08

 

Радиоприемники

Турист ПМП-56

Emerson 508

Motorola 56L2

RCA Victor 54B2

RCA Victor BP-10

Sterling LS-4

United Deluxe RN-5

 

Обноаления

VILMA D-3

Minifon_часы-микрофон

Andy Gard Recorder

Olympia DG 402

Диктофон Топаз Д202

МС-61 - Магнитофон бортовой


Другие экспонаты

Detective Dictograph

Красногорск-2

Motorola M75

Pentacon six TL

Tube Tester I-177

V/A - метры

ФЭД-5в

Вилия-Авто

Первые отечественные транзисторы

 

Мои работы

Ламповый кассетный стерео плеер

Ламповый микрокассетный диктофон

Диктофон Штирлица

 

 

 

 

English   Аудио Телевизоры, видео Радиоприемники Обновления Другие зкспонаты Мои работы

 

Tinico и Электрон 52Д

   

    

 

     Tinico.       Портативный диктофон – игрушка. Выпускался в Японии в начале 60-х годов. Габариты 160 х 64 х 40 мм. Вес 350 г. Питание двигателя 1,5 v, две батарейки типа АА включенные параллельно, питание электросхемы 9 v, батарейка типа “крона”. Корпус пластмассовый. Кинематика простая, на одном двигателе, без стабилизации скорости. Двигатель расположен горизонтально между подкассетниками, и вал, выступающий с двух сторон двигателя, вращает либо один, либо другой обрезиненный подкассетник. Катушки диаметром 45 мм (1,75 дюйма) вмещают ленту на 10 минут работы. Электросхема собрана на 2 транзисторах типа 2SB75 и одном трансформаторе. Имеется один разъем (jack 3,5 мм) для подключения микрофона и наушника. Регулятора громкости нет, а вместо стирающей головки используется постоянный магнит. Тем не менее, несмотря на простоту конструкции, аппарат производит хорошее впечатление, и внешним видом, и качеством работы. Его реально можно использовать в качестве диктофона. Также известно о производстве точной копии Tinico под названием Electra 707 Candid. Возможно были и другие названия.
    
Электрон 52Д (диктофон Штирлица). Отечественная копия Tinico. Производился в Полтаве с 1968, или с 1967 года. Точную дату начала производства установить пока не удалось. Инструкции по эксплуатации начали печатать в 1967 году, а самый ранний известный экземпляр диктофона с серийным номером 037 изготовлен в январе 1968 года. Конечно это не точная копия Tinico, есть незначительные отличия, и даже некоторые усовершенствования. Например, при перемотке на двигатель подается 3 v, а при записи/воспроизведении 1,5 V, а в Tinico всегда 1,5 v. Электросхема собрана на трех транзисторах (ГТ109А - 2 шт, ГТ108А - 1 шт), без трансформаторов. Незначительно изменились габариты,- 160 х 67 х 44 мм, а корпус стал более угловатым. Вес почти не изменился - 370 г. По качеству изготовления наш аппарат не хуже японского, и работает, как мне кажется, даже лучше.
     В Японии выпускались также более сложные аналоги Tinico под названиями Monacor, “Elektra 770”, “Star-lite Pocket Mate”. Внешне и конструктивно они похожи, но в последних имеется встроенный динамик, регулятор скорости вращения двигателя, и регулятор громкости.
     Это
были не единственные очень маленькие магнитофоны игрушки, выпускавшиеся в то время. Вот например "Minipex" из коллекции Роланда Шеллина (Roland Schellin), который поделился со мной этими фотографиями. Но этот аппаратик в отличие от Tinico и ему подобных, внешне действительно больше похож на игрушку.

 

Tinico был куплен в рабочем состоянии. В нем оказались старые батарейки, которые также представляют коллекционный интерес. Электрон 52Д был куплен в России, также в рабочем состоянии. Потребовалось только немного покрутить вручную двигатель, чтобы восстановился контакт щеток с окислившимися контактами коллектора.

Видеообзор

Для удобства сравнения конструкций обоих аппаратов, в колонке слева Tinico, а справа Электрон 52Д. Фотографии можно увеличивать

 

Tinico рассчитан на работу с высокоомным пьезокерамическим наушником. Электрон 52Д - с низкоомным динамическим наушником.

                         

Инструкцию по эксплуатации и схему диктофона Электрон 52Д любезно предоставил коллекционер и радиолюбитель Андрей Сологубов ((RV3DOI)

    

Электрическая схема и спецификация диктофона Электрон 52Д

.

Всё о чем я рассказал выше есть констатация фактов, обзор реально существующих аппаратов. А теперь я предлагаю порассуждать на тему "диктофона Штирлица"

Ламповый диктофон "Электрон 52Д"

или каким мог бы быть на самом деле "Диктофон Штирлица"

     Всем известно, что в роли "диктофона Штирлица" в фильме снимался "Электрон 52Д". В связи с этим я несколько раз наблюдал на форумах обсуждения на тему, могли ли быть на самом деле в 1945 году подобные диктофоны. Резюме во всех случаях одно, такой диктофон тогда создан быть не мог по причине отсутствия в то время технологий для создания трех основных составляющих -
 1. Миниатюрных электродвигателей 
 2. Электронной схемы нужных размеров
 3. Маленьких анодных и накальных батареек, а также батареек питания двигателя
     Мне показалось интересным разобраться, действительно ли с технологиями тогда всё было так плохо. Так как я давно интересуюсь старой портативной техникой, кое что мне уже было известно, и по 2 и 3 пунктам у меня сомнений не было, такие технологии в то время были. Уже в начале 40-х годов в свободной продаже были портативные слуховые аппараты на сверхминиатюрных радиолампах CK502AX, CK505AX и аналогичных пентодах. В то время также существовала технология изготовления печатных схем (printed circuit) на керамической (steatite) подложке с трафаретным нанесением соответствующей краской серебряных дорожек и резисторов, а также с использованием бескорпусных конденсаторов. Во время войны эти технологии были секретными, но уже в 1947 году в США состоялся конгресс по технологиям печатных схем. В отчете этого конгресса представлены уже отработанные на то время серийные технологии, убедитесь в этом сами - Отчет здесь, а для тех, кому лень читать целиком, здесь перевод отрывка из вступления к отчету, обязательно прочтите, и посмотрите хотя бы картинки в отчете. По этой технологии делались очень компактные схемы, отчасти похожие на современную печать с SMD элементами. Добавлю, что такие сложности вовсе не были обязательными, и простую схему вполне можно было собрать на элементной базе слуховых аппаратов.
     "Пальчиковые" батарейки аналогичные современным АА (нажмите на ссылку) и компактные анодные батарейки также были доступны уже в начале 40-х, и подтверждения этому можно найти здесь - Ссылка на музей слуховых аппаратов и батареек к ним. Например такие батарейки с напряжением 22,5 v подходят идеально (нажмите на ссылку), они были запатентованы в 1942 г. Вероятнее всего в то время в качестве магнитного носителя выбрали бы проволоку из соображений увеличения времени записи. Однако, мы рассматриваем возможность создания аналога именно Tinico или Электрона 52Д, то есть принимаем как данность использование магнитной ленты, и соответственно маленькое время записи, всего около 10 минут. В этом ключе вопрос о батарейках получает дополнительный "плюс", так как на 10 минут хватило бы и не очень технологичных батареек, главное чтобы они были маленькими. Вообще сейчас я говорю о серийно выпускавшихся батарейках, но ни что не мешало делать их по спецзаказу нужного размера. Например, если оптимизировать конструкцию батарейного отсека, то появится место для более крупных батареек, на 5 - 10 мм длиннее и на 3 мм толще. Кстати в качестве запасного аргумента все та же википедия сообщает, что технология изготовления "сухих" ртутных батареек для военного применения появилась еще в 1942 году. Патент 42-го года на эту тему я не нашел, но нашел патенты на "сухие" ртутные батарейки 43-го года - Patent #: US002473546, S. Ruben, и 44-го года -
Patent #: US002526692, S.Ruben, что вобщем тоже подходяще.
     Маленькие магнитные головки под ленту в то время наверно не делали, негде было использовать, но в принципе могли бы сделать уменьшенные копии уже имевшихся. Вероятно они были бы худшего качества, но все же работали бы. Кстати в "Электроне 52Д" стоит головка размером почти как у стационарного магнитофона, места там достаточно.
    
Остается проблема с маленькими двигателями. По этому поводу скептики говорят, что подобные двигатели научились делать только на рубеже 40-50-х годов потому что до этого времени не было магнитов с нужными свойствами. Однако, если снова заглянуть в википедию, то там написано, что прорыв в магнитных технологиях произошел еще в 30-х, а в начале 40-х уже появился мощный магнитный сплав "Альнико". С 1943 по 1951 годы технологического рывка в этой области не было (нажмите на ссылку), а это значит, что то, что сделали в 50-м могли бы сделать и в 44-м. Правда в 44-м возможно не было нужного промышленного производства. Однако, если бы правительство США было заинтересовано в таком диктофоне, к его разработке должны были отнестись со всей серьезностью. То есть для такого малосерийного шпионского устройства такие магниты с нужными свойствами вероятно сделать могли, хотябы в небольших количествах в лабораторных условиях. Сама же конструкция двигателя примитивная, и сложности в изготовлении для того времени не представляла.
     Подводя итог, можно сказать, что все необходимые технологии для изготовления лампового аналога
"Tinico" к 1945 году уже были. Не нашлось только инженеров, которые соединили бы их в одной конструкции. Исторически миниатюризация техники шла постепенно, и первый серийный портативный ламповый диктофон Minifon Mi51 (1951 г.) был примерно в 2 раза больше "Tinico". Возможно конструкторы не были готовы психологически шагнуть сразу от огромных стационарных магнитофонов к портативным шпионским диктофонам наподобие "Tinico". Также надо иметь в виду, что речь идет о конструкторах энтузиастах из частных компаний, так как серьезно, на государственном уровне этим вообще ни кто не занимался. Почему так произошло, вопрос пока открытый. Кстати подобные схемы тогда собирали даже радиолюбители, например в журнале RADIO-CRAFT за 1946 год показана любительская конструкция портативного приемника на лампах CK505AX и CK506AX с использованием компактных батарей, о которых я уже писал выше. Описание приемника со схемой и картинками можно посмотреть здесь.
     Далее я подумал, что неплохо было бы воплотить в жизнь эту не созданную в 40-е годы конструкцию, и решил переделать
"Электрон 52Д" в ламповый, дабы наглядно показать, как примерно мог бы работать настоящий диктофон Штирлица. Сделать это было совсем не сложно, так как за основу я взял простую и уже проверенную схему диктофона
"Mohawk Midgetape 44". Кстати в этом диктофоне как раз используется модуль трехлампового усилителя компании "Centralab" изготавливавшийся с 1945 года по технологии печатных схем на керамической (steatite) подложке, о которых я уже говорил выше. Работает моя схема не хуже транзисторной, можно даже вместо наушника использовать динамик.
     При изучении вопроса о батарейках я изготовил самодельную батарейку 30
v из марганцево-цинковых элементов также собственного изготовления. Конструкция элементов по 1,5 v видна на фото внизу. Анодный ток моего усилителя при 30 v примерно 0,9 ма, и такой батарейки хватит более чем на 14 часов уверенной работы. Этот эксперимент я провел чтобы убедиться. что подобные батарейки можно сделать даже "на коленке" в домашних условиях, и уж тем более их смогли бы сделать и американцы, которые напомню в 1945 уже создали атомную бомбу. Я рассматриваю американские технологии, так как они тогда были нашими союзниками, и такой диктофон мог бы быть передан нам как и многое другое военное оборудование.
     Добавлю, что схема работает нормально и при анодном напряжении 22 v, работает и при 15 v, и даже при 9 v, но в последнем случае уже плохо. Серийно выпускавшиеся тогда батарейки 22,5 v подошли бы идеально по размерам, и по напряжению.

     На фото выше провода к плате еще не припаяны, а на фото ниже видно, что все пайки на переключателях оригинальные, покрытые зеленым лаком. Мне удалось адаптировать разводку под новую схему так, что все видимые пайки остались не тронутым. После завершения работы, фотосессии, и съемки демонстрационного видеоролика я верну конструкцию в исходное состояние с оригинальной транзисторной схемой без следов моего вмешательства.

В процессе настройки надо было добиться правильной генерации выходного каскада на частоте 12 кГц для подмагничивания головки. Для этого пришлось экранировать схему сверху и снизу.

     1 и 2 каскады усилителя я выполнил на оригинальных лампах CK505AX "Raytheon" тех самых лет, возможно даже 40-х годов. В усилителе мощности я использовал лампу 5672 "RTC" так как оригинальные выходные пентоды того времени найти трудно. Это более поздний аналог ламп CK502AX и аналогичных ей. На фото справа модуль усилителя диктофона "Mohawk Midgetape 44" компании "Centralab" изготовленный по технологии печатных схем на керамической подложке, о которых я уже говорил выше, размеры керамической пластины 25 х 24 мм. Подобные модули для "ширпотреба" начади производить в 1945 г, (то же в PDF) а во время войны по этой технологии производили модули для военного применения. Кстати печать у них двухсторонняя, дорожки серебряные, резисторы из токопроводящей краски, а конденсаторы бескорпусные. Так что мою плату с SMD элементами нельзя считать более технологичной, на мой взгляд технология "Centralab" гораздо круче. Впрочем, как я уже писал выше, такую простую схему можно было легко собрать и на простых деталях, как в слуховых аппаратах.

На фото ниже виден внешний динамик для демонстрации работы диктофона. Для удобства использования я поместил динамик в пластмассовую коробочку от светофильтра. Звучит такая мини колонка довольно мерзко, но громко, а записанный голос внятный и разборчивый, что и  требуется от диктофона.

     Самодельную батарейку 30 v сделать легко, но нужно терпение и аккуратность. Элементы по 1,5 v состоят из цинковых пластин с бумагой пропитанной электролитом, рамок образующих корпус, смеси с MnO2, и наклеенной сверху карбоновой вуали чтобы смесь не сыпалась. Карбоновая вуаль полезна только при кустарном изготовлении, в промышленном процессе она была бы не нужна. Цинковые пластинки и смесь я брал из дешевых батареек типа "Крона", а рамки вырезал из больших СИМ карт. Новые элементы получаются с напряжением 1,6 v, но небольшой емкости. Ток короткого замыкания свежеизготовленного элемента около 150 ма. При токе 1 ма разряд до 1,3 v происходит примерно за 14 часов. На фото ниже все составляющие конструкции и элемент в собранном виде. Толщина элемента 1,4 мм. Моя батарейка собрана из 20 элементов, но реально в батарейном отсеке может поместиться батарейка с большим количеством элементов, до 30 штук, то есть с напряжением до 45 v. При использовании батарейки 45 v ток потребления увеличивается до 1,5 ма, и соответственно увеличивается громкость.

Электрическая схема лампового варианта диктофона "Электрон 52Д"

Демонстрационное видео

     Всё основное я постарался изложить как можно короче, а в конце в качестве факультатива для тех кому не лень почитать еще, добавлю свои соображения по поводу того, почему же все-таки при наличии всех необходимых технологий портативные диктофоны не были созданы к середине 40-х годов. Я думаю причина в отсутствии заказа со стороны государства. Видимо по каким-то причинам спецслужбы не требовали от своих правительств подобную технику, возможно не знали, что ее можно создать, или были какие-то другие соображения.
     В любом случае, со стороны государства заказа на портативную шпионскую аудиотехнику долгое время не было. Даже первый по настоящему портативный диктофон "Minifon Mi51" (1951 г.) создавался в инициативном порядке в полукустарных условиях. Создал его инженер Willi Draheim при финансовой поддержке другого энтузиаста N. Monske, и в последствии производился он также частной компанией "Monske & Co. GmbH". Диктофон имел огромный успех, все удивлялись такой миниатюризации, спецслужбы тоже проявили интерес, и начали ими пользоваться. Изменения в отношении государства к этому вопросу стали заметны после появления в 1955 году следующей модели "Minifon P55". Об этом можно судить по тому, что открытые публикации о конструкции этих диктофонов пропали. Вероятно именно тогда работы в этом направлении начало финансировать государство. Если бы это случилось раньше. то и развиваться эта тематика начала бы раньше и гораздо более интенсивно.
     То есть, я имею в виду, что результат зависит от серьезности подхода. Если бы например в 1944 году правительство США было серьезно заинтересовано в создании портативного диктофона, он был бы быстро создан со всеми необходимыми составляющими, моторчиками, головками, и т. д., и гораздо лучшего качества, чем ламповый "Электрон 52Д". Еще раз напомню, что атомную бомбу создали уже в 45-м именно потому что она была очень нужна. Правда ее создавали не из готовых технологий, а наоборот, множество новых технологии было создано специально под этот проект. Можно конечно сказать, что сравнивать атомную бомбу с диктофоном не корректно, но тогда можно привести пример и попроще, например радиовзрыватели для снарядов (R
adio Proximity Fuze 1943 г.). Там тоже было много проблем, но их быстро решили, потому что очень надо было. Почитайте насколько серьезным был подход к их разработке.
     Кстати в СССР такой госзаказ появился раньше, так как наши разведчики пользовались теми же "Minifon Mi51, P55", и надо было наладить "импортозамещение". Возможно именно поэтому СССР в последствии стал лидером в этой области, и у нас были созданы непревзойденные образцы аудио спецтехники, например проволочный диктофон "Лилипут", аналогов которому в мире не было. Добавлю, что свои выводы я сделал на основе общедоступной информации, чего-то могу не знать, и соответственно могу ошибаться.

 

На главную страницу

 

info@p12.su